Лубрикаторы (маслораспылители) предназначены для подачи масла в пневмосистему для смазки исполнительных органов (пневмодвигатели, распределители и т. д.), которые работают на повышенных частотах. Устанавливаются после компрессора, непосредственно перед требующим смазки пневмоинструмент.
Как правило, пневмооборудование эксплуатируется без лубрикатора (без дополнительной смазки), т. к. завод производитель сразу закладывает консистентную смазку, которой хватает на весь предписанный срок службы, в обычных условиях эксплуатации. Если же эксплуатация агрегата происходит в экстремальных условиях, на высокой частоте срабатывания и скорости перемещения, или же требуется высокая плавность перемещений, необходимо использовать воздух с дополнительной смазкой.
В лубрикатор подается предварительно подготовленный воздух, очищенный от влаги и примесей. Конструктивно лубрикатор состоит из двух камер, камера с распылителем, и камера с регулятором. Воздух постоянно подается на лубрикатор, но если потребление воздуха нет, то в двух камерах А и Б получается равное давление. При этом подача и распыление масла не происходит. Как только пошло потребление воздуха, образуются два потока.
Большая часть воздуха с входа в лубрикатор, отгибая мембрану 6, протекает через окно и поступает на выход из лубриекатора. Меньшая часть воздуха протекает через отверстие 7 обтекая сопло 8, и благодаря насыщенности основного потока также поступает на выходное отверстие. При протекании потока мимо сопла 8 малый поток подсасывает воздух из полости А, снижая там давление. Под действием более высокого давления в полости Б (магистральное давление) смазка из стакана 1 идет по трубке 9, проходя через обратный клапан 5, и с входа нужное количество капель попадают в отверстие клапана 8. Количество капель в зависимости от расхода воздуха регулируется при помощи дросселя 4, который установлен между камерами А и Б. На количество капель влияет расход воздуха и уровень масла в стакане. Для снижения влияния расхода воздуха на количество капель, установлена мембрана 6, которая в автоматическом режиме регулирует проходное сечение через лубрикатор, благодаря чему обеспечивается нужная скорость потока в отверстии 7. Капли смазки падают из сопла 8, так происходит первичное распыление масла, затем воздух протекает к выходу, и соединяясь с основным потоком, это способствует к вторичному распылению масла на мельчайшие частички.
Существует множество производителей лубрикаторов, но лидерами считаются:
Компания Metal Work:
- лубрикатор серии Bit, Deal, Skillair,
Компания Norgren:
- лубрикаторы серии 10-826, L07, L17, L22, L64, L68, Excelon L72, L73, L74.
Компания SMC:
- лубрикаторы серии AL;
- фильтр-лубрикатор серия AC.
Компания Waircom:
- комбинации фильтров и редукторов давления EZ (фильтр+редуктор+лубрикатор).